Главная » Полезная информация » Бухгалтерское обслуживание » Краеугольные камни упрощенки: расходы компании

Краеугольные камни упрощенки: расходы компании

Расходы на УСН являются одним из главных компонентов, участвующих в расчете единого налога. Российское законодательство предусматривает два основных варианта расчета налога при использовании упрощенки, как специального режима налогообложения.

Первый – УСН (доходы) основан на принципе тотального учета доходов. При этом налог рассчитывается как процент от поступивших доходов на расчетный счет и в кассу организации. Второй вариант – УСН (доход минус расходы) предполагает ведение учета доходов и расходов в одноименной книге. Величина налога при применении данного режима регулируется за счет величины произведенных расходов.

Доктрина расходов при упрощенной системе налогообложения

Исходящие финансовые потоки становятся расходами при соблюдении следующих условий:

  1. затраты должны соответствовать целям бизнеса и стимулировать получение прибыли;
  2. затраты должны быть включены в перечень расходов, установленных нормами статьи 346.16 НК РФ;
  3. затраты должны быть зафиксированы документально;
  4. расходы учитываются с применением кассового метода, то есть признаются в учете после оплаты;
  5. предметы расхода должны быть получены плательщиком. Моментом признания расхода в производственных компаниях является дата оприходования товарно-материальных ценностей или дата подписания акта выполнения работ или оказания услуг. Для торговых компаний работает следующее правило: расходы отражаются в Книге после оплаты и оприходования ТМЦ от поставщика и последующей отгрузки покупателю, при этом факт оплаты покупателем не имеет принципиального значения.

Основные элементы системы подтверждения расходов при УСН

Налоговым кодексом установлен закрытый перечень расходов по УСН, который дополнен многочисленными письмами и разъяснениями Министерства финансов.

Оформление расходов происходит посредством использования первичных и банковских документов:

  • чеков, изготовленных с применением ККМ с указанием всех необходимых реквизитов;
  • корешков к ПКО с подписью кассира и печатью фирмы;
  • платежных поручений с отметками банка;
  • накладных с указанием перечня ТМЦ и подписью сотрудника склада или иного ответственного лица;
  • актов выполнения работ или оказания услуг, актов сдачи-приемки с подписями поставщика и получателя;
  • актов взаимозачета при расчете векселями или иными финансовыми инструментами.

Особенности отражения отдельных видов расходов для целей налогообложения

При отражении расходов необходимо учитывать особенности, предусмотренные в статье 346.16 Налогового кодекса:

  1. материальные затраты заносятся в Книгу в момент списания денег с банковского счета или выдачи наличных денег из кассы компании;
  2. расходы, связанные с поступлением ТМЦ, приобретенных для последующей реализации возникают в момент их отгрузки. Для стоимостной оценки товаров налогоплательщикам разрешается использовать следующие методы: ЛИФО, ФИФО, по средней стоимости, по стоимости единицы товар;
  3. расходы, связанные с уплатой в бюджет обязательных платежей, учитываются в размере фактически перечисленных денежных средств. При этом факт отнесения задолженности к текущему или предшествующим периодам практического значения не имеет;
  4. расходы на покупку основных средств должны учитываться по состоянию на последнее число квартала, полугодия, 9-ти месяцев и года;
  5. результаты переоценки имущества, приобретенного за иностранную валюту, не рассматриваются в качестве расходов по УСН.

Все расходы, отраженные налогоплательщиком в книге (основном налоговом регистре), фиксируются суммарно с начала года или с момента открытия компании.

Порядок документального отражения расходов при упрощенной системе достаточно жестко регламентирован нормами главы 26.2 Налогового кодекса. В его основе лежит кассовый принцип и документальное обоснование затрат.